Только самое интересное (vsegda_tvoj) wrote,
Только самое интересное
vsegda_tvoj

Пять украинцев, получивших “Оскар”


2006. Троя. Масштабные сцены в историческом блокбастере удалось снять только благодаря камерам из Украины. Фото из архива А. Кокуша

Киевлянина Анатолия Кокуша наградили за “Трою”, а экс-харьковчанина Мамута — за “Хищника”.

Независимая Украина всего несколько раз делала робкие шаги к “Оскару”. Один из последних — в 2006 году, когда на престижную кинопремию выдвинули ленту Оксаны Байрак “Аврора” (номинация “Лучший иностранный фильм”). Статуэтку мы не получили, фильм не вошел даже в пятерку главных претендентов. В тот же год страна “вскинула брови”, получив сенсационную новость из-за океана: два технических “Оскара” вручили гендиректору и основателю компании “Фильмотехник”, киевлянину Анатолию Кокушу (технические номинации подаются не страной, а самой киноакадемией).

Талантливого украинца наградили за операторские краны “Каскад” и “Авторобот”. С их помощью снимались “Титаник”, “Двенадцать друзей Оушена”, “Троя” и еще с полсотни голливудских мегакартин.


Анатолий Кокуш. В 2006 году получил два технических “Оскара” из семи

“Мы предполагали, что можем получить эти награды, но все равно очень волновались перед награждением, — вспоминает 58-летний Анатолий Акимович. — Награждение техническими “Оскарами” проходит на две недели раньше, в том же зале, что и творческими, и по тому же сценарию. Правда, на нашей церемонии не было такого обилия голливудских звезд. Очень хотелось бы, чтобы страна могла достойно соревноваться и за творческие награды”.


“Русская рука”. Так изобретение Кокуша прозвали американцы, сам автор называет детище “Авторобот”, а иностранцы иногда каламбурят, соединяя слова “crane” и “Ukraine”

Увы, творческих “Оскаров” у Украины пока нет. “И скоро вряд ли будут, — делает неутешительные прогнозы режиссер Юрий Ильенко. — Несмотря на талант и огромное желание наших творцов, государство практически не финансирует проекты”.

И все же украинцы неоднократно боролись за статуэтки и даже получали их, правда, имея американский паспорт. Например, еще в 1949-м на сцену за наградой поднялась харьковчанка Варвара Каринская, а в начале этого века киноакадемия отметила фильм киевлянина Вадима Перельмана “Дом из песка и тумана”. Поболеть за своих мы сможем и в этот раз — “Оскар-2010” состоится в ночь с 6 на 7 марта. В номинации “Лучшая актриса второго плана” представлена Вера Фармига за фильм “Мне бы в небо”, где ее партнером стал Джордж Клуни. Она родилась уже в Америке, ее родители покинули Украину после Второй мировой войны. Вера неплохо говорит на украинском и сокрушается, что “когда просят дать интервью для украинского издания, всегда почему-то спрашивают на русском, а я не понимаю ни слова на этом языке”.
За статуэтку Вера будет бороться с Пенелопой Крус, Анной Кендрик и другими актрисами. Что же, будем держать за нее кулаки, и вспомним тех украинцев, которые покоряли своим творчеством американскую киноакадемию, будучи гражданами США.

ОСТАЛИСЬ БЕЗ ПРИЗА

С лентой “Дом из песка и тумана” в 2004-м на “Оскар” номинировался Вадим Перельман. Она была его дебютом в кинематографе. Но увы. История борьбы американских и иранских эмигрантов за дом собрала в прокате $100 млн. Вадим родился в Киеве (1963), в 14 лет уехал с матерью в США, учился на режиссера, снимал клипы. Сегодня он — один из самых перспективных молодых режиссеров Голливуда.
Не раз поднимался на красную дорожку и экс-киевлянин, режиссер Анатолий Литвак (1902 г.р.), но так и не получил статуэтку. В 20 лет эмигрировал, работал в Германии, Англии и Франции. Всемирный успех имела его “Анастасия”. Ингрид Бергман сыграла княжну Анастасию Романову и получила за роль “Оскар”, Анатоль Литвак снова ничего не получил. В последние годы он экранизировал роман Франсуазы Саган “Любите ли Вы Брамса?”. Умер в 1974 в США.

ПАЛАНС: НА ВРУЧЕНИИ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПАЛАГНЮК


1992. Ковбой. Из 120 работ Джека большая часть — вестерны

В 1992 году за роль второго плана в комедийном вестерне о ковбоях “Городские пижоны” “Оскар” получил один из самых известных актеров Голливуда Джек Паланс. “Эту церемонию у нас не показывали. Я видел выступление Джека в записи много лет спустя — у меня мурашки бежали по телу, — вспоминает киевский киноман Александр Коваленко. — Паланс тогда сказал: “Я украинец, меня зовут Владимир и настоящая моя фамилия Палагнюк”. После чего 70-летний актер продемонстрировал свою физическую форму, сделав несколько отжиманий на одной руке прямо на сцене. Кстати, когда он заговорил об Украине, многие известные люди вставали в знак уважения к этой стране и тому, что они тоже имеют к ней отношение. А когда он отжимался, весь зал аплодировал стоя”.

Палагнюк-Паланс всегда подчеркивал, что имеет украинские корни, хотя родился он уже в Америке — был третьим из пятерых детей Ивана и Анны Палагнюк, которые эмигрировали в США в 1906 году. После школы увлекся театром, поступил на актерские курсы и начал покорять Голливуд. Впервые его номинировали на “Оскар” в 33 года (1952 год) за роль в фильме “Неожиданный страх”, но стауэтку он тогда не получил. За полвека работы в кино актер сыграл 120 ролей, самые известные — в “Бетмене” и “Дракуле”.

“Мы встречались с ним в 1990-х, когда Джек приезжал в Украину, я называл его Мистер, — вспоминает режиссер Юрий Ильенко. — Он очень хотел сыграть Мазепу. Мы об этом говорили, но было понятно, что он стар для этой роли (ему за 70), к тому же хотя Джек и говорил на украинском, он был настоящим американцем, а украинских эмоциональности и взгляда на мир в нем было мало”. Не раз актер посещал родину, бывал в Киеве. Умер в 2006 году.

МАМУТ: ЭФФЕКТ ЛАСТИКА ДЛЯ “ХИЩНИКА”


1988. Хищник. Пришелец поразил зрителей и кинокритиков уникальной способностью появляться из ниоткуда

В Голливуде его зовут Юджин, в Украине он был Женей. За четверть века работы в Америке Евгению Мамуту удалось приложить руку к созданию спецэффектов во многих оскароносных картинах (“Леди-Ястреб”, “Грязные танцы”, “Матрица”). Но “Оскар” (технический) он получил за прием, придуманный для “Хищника”.



“Кинокомпания “ХХ век Фокс” обратилась в студию, где я работал, с просьбой по типу: “Хотим то, не знаем что, — вспоминает Евгений Мамут. — Они задумали снимать “Хищника”, уже был утвержден на роль Шварценеггер и все было готово, но нужно было сделать героя, который, “когда движется — виден, а когда не движется — нет”. Наша компания этим занялась”.


Машина теперь — экспонат музея

До этого Евгений уже изобрел так называемый “эластик-эффект” и применил его в рекламе “Рено” — машина в кадре растягивалась на поворотах. Этот, без сомнения сверхъестественный по тем временам, эффект был достигнут при помощи специальных 1200 полосок-“масок” — они в нужное время по очереди перекрывали кадр, получалось, что общий план остается без изменений, а вот объект на переднем растягивается. “Для “Хищника” мы усовершенствовали саму систему: вот монстр идет в кадре и тут же начинает растягиваться и исчезать. Специальная трюкмашина, которая была задействована для этого спецэффекта в 1987 году, сегодня, когда все делается на компьютере, кажется смешной. Но тогда на этой машине можно было одновременно прокручивать восемь пленок”.


Матрица. От пуль Нео спасался уже с помощью и техник, и графики

Выпускники харьковского политеха 1970-х вспоминают, что в институте при Дворце студентов существовала любительской киностудия, где Мамут был частым гостем. “Студентом он с товарищами на “ХПИ-фильме” придумал гениальный по своей простоте метод создания хроники, — говорит киновед, автор книги “Харьков кинематографический” Владимир Миславский. — Тогда они делали фильм к юбилею ХПИ, и потребовалась старая кинохроника. И ребята очень быстро решили проблему. Сняли студентов в костюмах тех лет на черно-белую пленку, потоптались по пленке, склеили пленку и тысячу раз прогнали через проектор, чтобы добиться царапин. Получилось шикарно!”.

В США Мамут эмигрировал в начале 1980-х вместе с родственниками. В 2002 году Юджин Мамут вместе с супругой-графиком Ириной Борисовой открыл Animagic — музей анимации, спецэффектов и искусства. Теперь он еще занят разработкой и изготовлением экспонатов для музея, проведением экскурсий, обучением мультипликации и комбинированным съемкам.

КВИТКА: СБЫЛАСЬ МЕЧТА


1978. “Оскар” и номинация на “Грэмми”

Квитка Цисык покорила Америку еще в 1970-х, но в Украине отметили ее заслуги лишь несколько лет назад вечером памяти. Квитка родилась в Нью-Йорке, но украинская речь и песни всегда звучали в семье эмигрантов с Западной Украины. Ее удивительный голос помог раскрыть отец, музыкант по образованию. Он учил ее играть на скрипке с 5 лет. С юных лет Квитка сотрудничала со звездами музыкального олимпа, например пела с Девидом Санборном и Майклом Джексоном.

Свой Оскар Цисык получила в 1978-м за песню к фильму “Ты свет моей жизни”. В удивительной романтичной картине много музыки, почти все песни исполняет Квитка. Оскароносную песню You Light Up My Life сегодня можно услышать в исполнении Уитни Хьюстон. “Моя мечта сбылась, — сказала тогда Квитка со сцены. — Я получила статуэтку за красивую песню, пою ее на английском, а душу вкладываю украинскую”.
К слову, параллельно с творческой работой в студии и на сцене Цисык была занята в коммерческих проектах. Например, очень быстро она стала самым оплачиваемым исполнителем рекламных джинглов, с помощью ее акустического пения создавали ролики “Coca-Cola” и “Ford Motors”. За свою короткую жизнь (умерла от рака в 45 лет) выпустила всего два диска, за “Два кольори” получила множество наград в США и Канаде. В том числе и “Гремми” в категории contemporary folk.

КАРИНСКАЯ: “СКОРАЯ ПОМОЩЬ” СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ


1949. Любимица звезд

В 1949 году одним из фаворитов премии “Оскар” был фильм Виктора Флеминга “Жанна Д’Арк”. Блистательная Ингрид Бергман в главной роли осталась без награды. Зато статуэтку получила 63-летняя Варвара Каринская — создательница костюмов для этой ленты. Когда хрупкая женщина поднялась, зал встал. В Голливуде Каринскую обожали все, даже капризная Вивьен Ли (Скарлетт).

До 40 лет Каринская жила в Харькове и имела в Москве салон авторской одежды. В 1920-х бежала из СССР во Францию. В Париже талантливая художница и модельер стала создавать костюмы для балета по эскизам Сальвадора Дали и Марка Шагала. В 1938-м переехала в Америку и также быстро завоевала Голливуд. “Шила для Марлен Дитрих, Вивьен Ли, Ингрид Бергман, — рассказывает председатель фонда Каринской Николай Шемет. — Киношники без рук Варвары Андреевны обойтись не могли и называли ее “скорой помощью”. Было такое, что пора начинать съемки, платье готово, а оно крайне плохо сидит, и вот тогда приглашали Каринскую”.



Пошила оскароносный костюм для Ингрид Бергман

Харьковчанка считала Новоорлеанскую деву своим кумиром: “Собирала рисунки с изображением Жанны Д’Арк, купила поместье во Франции недалеко от Орлеана. Это был фактически музей Орлеанской девы. Позже все эти материалы она передала в новоорлеанский музей”.
В 1952 году Варвару Андреевну номинировали снова — за костюмы к фильму “Ганс Христиан Андерсен”, но золотую статуэтку отдали одежде из “Мулен Руж” — наряды были броские, как и положено в мюзикле, и производили потому более выгодное впечатление. До конца дней (умерла в 97 лет в Нью-Йорке) Каринская продолжала работать с кино и балетом!

Subscribe
promo vsegda_tvoj март 6, 2010 20:35
Buy for 100 tokens
Здесь вы можете ознакомиться с расценками на рекламную публикацию в блогах: vsegda-tvoj.livejournal.com vs-t.ru navote.ru Статистика журнала за 2015 и 2016 год Расценки на публикацию рекламного материала в блоге vsegda-tvoj.livejournal.com: 1. Пресс-релиз (готовый текст) - $20.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments