Только самое интересное (vsegda_tvoj) wrote,
Только самое интересное
vsegda_tvoj

Categories:

История вендингового автомата

Как в автоматах продавали газировку, а еще спички, карандаши, бутерброды, пиво, сок, вино, подсолнечное масло, сосиски, молоко, кофе, мороженое, хлеб, тетради и даже тройной одеколон. История вендингового автомата

Аппарат по производству газировки был очень популярен в СССР, а вот сам принцип его работы еще в 1770 году придумал шведский химик Торберн Улаф Бергман, который изобрел сатуратор — устройство для насыщения жидкости диоксидом углерода. 16 апреля 1932 года газета «Вечерняя Москва» писала: «В каждом магазине посредством этого аппарата можно наладить производство газированной воды. Первый сатуратор уже готов и установлен в столовой Смольного». Как выглядел первый в Союзе «безрукий бандит», история умалчивает, но сохранился патент аппарата со схемой его устройства. История вендингового автомата Однако настоящий автоматный бум в СССР начался в конце 1950-х. Только в Москве автоматов по продаже газировки было установлено около 10 000, и они сразу стали бешено популярны: вкусно, дешево (вода с сиропом стоила 3 коп., без сиропа — 1 коп.) и необычно! К ним выстраивались очереди.

Пшик-машина


Но вендинговые автоматы на Западе продавали не только газированную воду, но и кофе, мороженое, сигареты, вино, сосиски и прочие товары повседневного спроса. «Чем мы хуже?» — подумали советские работники от Минторговли и запустили в дело автоматы по продаже бутербродов, подсолнечного масла, молока, хлеба, вина, пива, карандашей, тетрадей, сока и много чего еще. Вы помните такие автоматы? А они были. Все советские вендинговые автоматы выпускались на трех предприятиях: «Киевторгмаше», харьковском «Механолите» и Перовском заводе торгового машиностроения. Согласно товарным ведомостям 1959 года, машин по продаже спичек на предприятиях розничной торговли было немногим меньше, чем автоматов по продаже газированной воды: 6402 против 5373 соответственно. Вот, к примеру, АТ-7, дизайн которого напоминает гигантский коробок. Он выдает спички — достаточно лишь бросить в него 10 коп. и нажать на кнопку. АТ-15 торгует карандашами — принцип тот же, что и в других автоматах, только за 15 коп. вы получите один карандаш. За эти же деньги можно приобрести и школьную тетрадь — для этого надо найти АТ-17, он большой, и на нем так и написано: «Тетради». Немудрено было, впрочем, променять знания на никотиновую палочку. Аппарат по продаже папирос АТ-19 изображал картинку лихого всадника на коне и торговал папиросами за те же 15 коп. А вот АТ-28, как вспоминают старожилы, вечно лип и был залит подсолнечным маслом — его он и продавал дозами по 400 г в посуду покупателя. Для этого надо было предварительно купить жетон в кассе магазина (масло могло стоить по-разному, в зависимости от сорта). Точно так же по жетону продавали хлеб в автомате АТ-52А. Опускаешь его — в приемник летит свежая булка. Среди таких нестандартных автоматов лидировали также те, что обрызгивали всех желающих... духами и одеколоном. И на заре своего появления они были весьма популярны: еще бы, такой аттракцион и всего 10–15 копеек за пшик. Да-да, вместо флакона с духами советским гражданам предлагалось просто облиться приятным запахом (в автоматы заправляли тройной одеколон, «Шипр», «Полет», а иногда и любимую всеми дамами «Красную Москву») — достаточно было лишь подставить лицо к подаче струи. Впрочем, в стране быстро «наигрались» — купить готовый одеколон все-таки было дешевле, чем каждый раз пшикаться из автомата. История вендингового автомата Но самыми массовыми все равно были автоматы газировки. Они стояли буквально везде: в магазинах, на вокзалах, на улицах — и каждая модель провозглашала свою эпоху. Первым из наиболее популярных стал АТК-2, который эксплуатировался в 1950-е годы. Автомат наливал воду двух видов (с сиропом и без) в стеклянный стакан. Именно эту знаменитую модель автомата можно увидеть в фильме «Когда деревья были большими», мимо них проходит герой Юрия Никулина. Другая, не менее известная модель АТ-14 засветилась в фильме «Я шагаю по Москве», с этими же автоматами устраивали фотосессию манекенщицы Cristian Dior в 1959 году в парке Горького. Сам автомат символизирует конец 1950-х и 1960-е годы — эру космонавтики. Недаром форма АТ-14 напоминает космическую ракету. Кажется, кроме дизайна в автомате больше ничего не поменялось — он также наливал воду с сиропом и без него в стеклянный стакан. А вот автомат АТ-48 уже «научился» наливать воду из трех видов сиропов, да к тому же в бумажный стакан. Зато АТ-144 — пожалуй, самая распространенная модель автомата по производству и продаже газировки — отличался раздельными монетоприемными механизмами (для одной и трех копеек) и ознаменовал собой конец 1960-х — начало 1970-х годов. Менее изящными, но очень узнаваемыми стали автоматы 1980-х — АТ-101СК и АТ-101СМ.

А была ли антисанитария?


История вендингового автомата После развала СССР к автоматам охладели — продажа и обслуживание их стало нерентабельным. Хотя популярность автоматов стала снижаться уже в 1980-е: мол, стакан один на всех и моется чисто символически. Тем не менее официальных данных хотя бы об одном очаге инфекционного заболевания, связанного с использованием автоматов газировки, нет. Автомат можно было обмануть. Например, опустить в него монету на леске, а затем вынуть ее обратно, закинуть стальную шайбу подходящего веса и размера или с силой кинуть в щель 1 коп. вместо 3 коп., рассчитывая на воду с сиропом. Но самым простым и общеизвестным способом было стукнуть по машине кулаком. Срабатывало это не всегда, зато был шанс напиться бесплатно.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями!



Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Сотрудничество и реклама!

    По вопросам рекламы и сотрудничества обращайтесь: bogdanenko89(СОБАКА)gmail.com Skype: vs-t.ru Viber, WhatsApp,Telegram: +38НОЛЬ93248555ТРИ…

  • Как трое англичан взяли в плен 3 тысячи итальянцев

    Вторая мировая война – это последняя тема в мире, которая ассоциируется со смешными случаями. Тем не менее, даже в самые мрачные периоды…

  • Изменяю мужу 15 лет

    Секс-аддикция часто считается особенностью некоторых мужчин. На самом деле она вообще не зависит от пола . Участница одного американского форума,…

promo vsegda_tvoj март 6, 2010 20:35
Buy for 100 tokens
Здесь вы можете ознакомиться с расценками на рекламную публикацию в блогах: vsegda-tvoj.livejournal.com vs-t.ru navote.ru Статистика журнала за 2015 и 2016 год Расценки на публикацию рекламного материала в блоге vsegda-tvoj.livejournal.com: 1. Пресс-релиз (готовый текст) - $20.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment