Только самое интересное (vsegda_tvoj) wrote,
Только самое интересное
vsegda_tvoj

Categories:

5 знаменитых сооружений советской эпохи, которые были безвозвратно утрачены

Мир не стоит на месте, все постепенно совершенствуется, вот только, чтобы создать что-нибудь новое, приходится отказаться от чего-то старого. Довольно часто это происходит с архитектурными сооружениями - устаревшие постройки сносят, чтобы возвести на их месте более современные. Москва в этом смысле не является исключением - время не щадит ни дореволюционные исторические здания, ни масштабную советскую застройку, даже если это символы столицы. Вашему вниманию 5 легендарных сооружений эпохи СССР, которые мы уже потеряли.

 

1. Терминал «Рюмка» в аэропорту «Шереметьево-1» (1964-2015)


 

 
Самая известная рюмка столицы, которую мы потеряли. /Фото: moscowalk.ru

Самая известная рюмка столицы, которую мы потеряли. /Фото: moscowalk.ru



 

В эпоху застоя этот аэровокзальный терминал для внутренних и международных рейсов считался самым современным, а функционировать он начал в 1964 году. Отличительной чертой этого посадочного сооружения по праву считается его круглая футуристическая форма в виде большого козырька примерно 90 метров в диаметре, который поддерживался металлическими тросами и своим внешним обликом напоминал летающую тарелку. Правда народное название, прочно закрепившееся практически сразу после открытия терминала, было куда более оригинальным - «Рюмка».

Интересный факт: 
прозвище аэровокзального терминала оказалось настолько популярным, что его нередко указывали даже в документации, имеющей отношение к сооружению. Так, например, на плане эвакуации сооружение было названо так: нежилое помещение с переходом «Рюмка».

 
С «Рюмка» были отлично видны лайнеры. /Фото: svo.aero

С «Рюмка» были отлично видны лайнеры. /Фото: svo.aero

 

Терминал имел довольно широкую систему лестниц, которые позволяли пассажирам беспрепятственно передвигаться между залом ожидания и перронными автобусами, которые привозили их к самолетам. Да и сам дизайн был разработан именно таким не просто так: длинный козырек отлично укрывал от дождя и снега, а в погожую погоду пассажиры, ожидая своего рейса, имели возможность любоваться на лайнеры прямо с открытой площадки павильона. С главным зданием аэропорта терминал «Рюмка» соединяла стеклянная галерея, а вот телетрапами он оборудован не был.

 
Так знаменитый терминал выглядел изнутри. /Фото: moscowalk.ru

Так знаменитый терминал выглядел изнутри. /Фото: moscowalk.ru

 

История легендарного терминала была завершена в 2015 году, когда в рамках модернизации аэропорта Шереметьево старые помещение вместе с рюмкой были снесены, хотя общественность протестовала против такого решения. Но руководство аэропорта посчитало ремонт морально устаревшей части инфраструктуры нецелесообразным. На смену советскому футуристическому сооружению пришел ничем не примечательный терминал В для внутренних рейсов Аэрофлота, который был открыт в 2018 году.

2. Гостиница «Россия» (1967-2010)


 

 
Столица лишилась гостиницы-рекордсмена. /Фото: pastvu.com

Столица лишилась гостиницы-рекордсмена. /Фото: pastvu.com

 

Мало кто знает, что монструозное здание столичного отеля, внешне больше похожее на типичное здание советского НИИ, хоть и уже не существует, однако успело оставить след в Книге рекордов Гиннеса. Все дело в том, что гостиница, открытая в 1967 году, по информации Novate.ru, вмещала 2772 номера и на момент открытия оказалась самой большой на планете.

 
Дореволюционная панорама исторического района Зарядье. /Фото: livejournal.com

Дореволюционная панорама исторического района Зарядье. /Фото: livejournal.com

 

Между прочим, на месте разрушенного еще в довоенные годы исторического района Зарядье первоначально собирались строить восьмую сталинскую высотку, которая возвышалась бы над столицей на 275 метров.
К тому моменту, когда генсеком СССР стал Никита Сергеевич Хрущев, уже успели возвести фундамент и стилобат здания.

А вот назначение будущего сооружение решили изменить в сторону чего-то более функционального. Выбор остановили на отеле - в столице не хватало гостиничных мест в городе, кроме того, там стали размещать делегатов многочисленных партийных съездов. Сооружение возвели в 1967 году и приурочили к 50-летию Октябрьской революции.

 
Масштабы гостиницы действительно поражали. /Фото: rbk.ru

Масштабы гостиницы действительно поражали. /Фото: rbk.ru

 

Гостиничный комплекс был по-настоящему огромен: три двенадцатиэтажных корпуса и Северная башня с металлическим шпилем в 23 этажа образовывали просторный внутренний двор. Кроме собственно номеров для проживания, здесь расположились: несколько ресторанов на верхних этажах, киноконцертный зал «Россия», а также двухзальный кинотеатр «Зарядье». Фасад западного корпуса открывал потрясающий вид на Кремль, поэтому там находились только номера-люксы.

 
Вид на Кремль с западного корпуса, 1972 год. /Фото: etromap.ru

Вид на Кремль с западного корпуса, 1972 год. /Фото: etromap.ru

 

История гостиницы запечатлела несколько тяжелых страниц. Так, в феврале 1977 года в Северной башне произошло крупное возгорание, причины которого так и не удалось выяснить. Здание было восстановлено, а также в нем заменили коммуникации. Но уже после развала Советского Союза, в девяностых годах появилась другая проблема: интерьер гостиницы к тому времени морально устарел и истрепался. А капитальный ремонт был едва ли не делом чести - не может рядом с Кремлем располагаться огромный отель ненадлежащего качества обслуживания.

 
Фасад гостиницы после пожара 1977 года. /Фото: smartnews.ru

Фасад гостиницы после пожара 1977 года. /Фото: smartnews.ru

 

Но ни в конце двадцатого, ни в начале нового столетия найти инвесторов, которые взялись бы за столь масштабную реконструкцию, так и не удалось. В итоге было принято решение легендарную советскую гостинцу снести. Но и здесь не обошлось без трудностей. Во-первых, на демонтаж сооружения понадобилось практически пять лет.

 
Концепт современного парка Зарядье, 2017 год. /Фото: archi.ru

Концепт современного парка Зарядье, 2017 год. /Фото: archi.ru

 

А за это время никак не удавалось решить, что именно возвести на освободившей территории. Поначалу московские власти собирались построить современный отель, однако кризис конца 2000-х и бюрократические проволочки заставили отказаться от этой затеи. В результате по рекомендации Президента РФ на месте гостиницы разбили парк Зарядье, который был открыт в 2017 году.

3. Гостиница «Интурист» (1970-2002)


 

 
Вид на гостиницу «Интурист», 1990-е годы. /Фото: proexpedition.ru

Вид на гостиницу «Интурист», 1990-е годы. /Фото: proexpedition.ru

 

Гостиница «Интурист» - огромное здание в 22 этажа, которое являлось типичным сооружением для советской архитектуры. Постройка из стекла и бетона была выполнена в стиле модерн, а также имела панорамное остекление. Гостиница была расположена на Тверской улице, буквально в шаговой доступности от Кремля и Красной площади. Говорящее названия открыто указывало, что отель предназначался для размещения иностранных граждан, приехавших в СССР.

 
Элитарный уровень советской гостиницы не умаляет полное несоответствие его фасада окружающему ландшафту. /Фото: mapio.net

Элитарный уровень советской гостиницы не умаляет полное несоответствие его фасада окружающему ландшафту. /Фото: mapio.net

 

Гостиница была открыта в 1970 году и практически сразу стала ярким примером советского шика. История этого места буквально пестрит эпизодами работы там агентов КГБ, которые вербовали горничных и барменов для того, чтобы те шпионили и собирали компромат на высокопоставленных иностранных постояльцев.

Кроме того, в вестибюле гостиницы регулярно появлялись фарцовщики и валютчики, торговавшие заграничным дефицитом, который те выменивали у жильцов «Интуриста» на икру и водку. Да и попасть на какую-либо должность в заведение было практически нереально, ведь на каждого потенциального сотрудника заводилось подробное досье, и устроиться можно было только после строгого отбора и тщательной проверки родословной чекистами.

 
Бар в гостинице «Интурист». /Фото: homsk.com

Бар в гостинице «Интурист». /Фото: homsk.com

 

Несмотря на элитарность гостиницы в советскую эпоху, после развала социалистической сверхдержавы весь лоск с «Интуриста» благополучно слетел. Уже в девяностые годы отель постепенно приходил в упадок из-за сокращения государственного финансирования и отсутствия частных инвесторов. В конечном итоге тогдашние столичные власти, которым сильно не нравилось само здание, исполином возвышающееся над московским ландшафтом и совершенно в него не вписывающееся, решило его попросту снести.

 
Снос гостиницы в 2002 году. /Фото: proexpedition.ru

Снос гостиницы в 2002 году. /Фото: proexpedition.ru

 

Это интересно: несмотря на то, что многие поддерживали снос огромного несуразного сооружения, были и противники такого решения. В какой-то момент и сами власти рассматривали вариант переноса гостиницы в другое, более подходящее место. Однако во время исследования конструкций сооружения стало ясно, что они находятся в аварийном состоянии, и от задумки, которая могла бы сохранить здание, пришлось отказаться.

 
Отель Ritz-Carlton на месте советского «Интуриста», 2014 год. /Фото: wikipedia.org

Отель Ritz-Carlton на месте советского «Интуриста», 2014 год. /Фото: wikipedia.org

 

В конечном итоге, в 2001 году был объявлен конкурс инвестиционных проектов на строительство нового отеля, который выиграл один из французских строительных холдингов. В 2002 году, после того, как гостиницу покинул последний постоялец, здание было отдано под снос, причем работы сумели провести по безотходной технологии: стекло продали на аукционе, бетонные плиты переработали в щебень, а металлоконструкции отдали на переплавку. Сегодня на месте огромного советского отеля успешно функционирует пятизвёздочный отель Ritz-Carlton, открытый в 2007 году.

4. Бассейн «Москва» (1960-1994)


 

 
Огромный бассейн многие годы был визитной карточкой столицы. /Фото: expresstorussia.com

Огромный бассейн многие годы был визитной карточкой столицы. /Фото: expresstorussia.com

 

История места, где многие годы располагался бассейн «Москва», весьма оригинальна. Сперва в районе у метро Кропоткинская располагался реставрированный в 19 веке Храм Христа Спасителя, однако в 1931 году его разрушили с целью строительства на том месте огромного Дворца Советов, который должен был быть 415 метров в высоту, а увенчать сооружение планировалось стометровой статуей Ленина. К 1939 году уже был залит фундамент, но вторжение немецких войск поставила крест на этих планах. После победы в войне строительство по прежнему проекту так и не было возобновлено.

 
Арт-концепт нереализованного проекта Дворца Советов. /Фото: way2day.com

Арт-концепт нереализованного проекта Дворца Советов. /Фото: way2day.com

 

Как и в случае с гостиницей «Россия», после прихода к власти Никиты Хрущева архитекторам изменили задачу - требовалось максимально рационально использовать сохранившийся фундамент для нужд народного хозяйства. Поэтому в центре Москвы в 1960 году был построен самый крупный в СССР открытый бассейн круглой формы, который работал весь год. Диаметр сооружения составлял 130 метров, однако при этом он никогда не пустовал: по данным Novate.ru, за сутки его посещаемость могла достигать 20 тысяч человек. Бассейн прерывал свою работу только зимой, и то, если столбик термометра опускался ниже -20 °C.

 
И летом, и зимой бассейн был одинаково популярен. /Фото: pikabu.ru

И летом, и зимой бассейн был одинаково популярен. /Фото: pikabu.ru

 

По сути, на протяжении всей своей тридцатилетней истории московский открытый бассейн носил звание единственного советского аквапарка. И такое звание можно считать оправданным, ведь кроме собственно зоны купания по периметру каждое лето разбивалась пляжная зона с галькой и шезлонгами, а вечерами гости через громкоговорители слушали эстрадную музыку. Но открытый бассейн использовался не только в качестве развлекательного заведения: посередине расположили тренировочную зону для спортсменов, включающую 8 дорожек и прыжковую вышку высотой десять метров.

 
Бассейн был излюбленным местом отдыха для москвичей. /Фото: metronews.ru

Бассейн был излюбленным местом отдыха для москвичей. /Фото: metronews.ru

 

Однако даже такое популярное место оказалось бессильным перед неминуемым процессом распада Советского Союза. В начале девяностых годов стало ясно, что содержать гигантское по масштабу сооружение, наполненное водой, при тогдашних рыночных тарифах на воду и электроэнергию стало попросту нерентабельным.

Поэтому бассейн закрыли на последнем издыхании СССР - осенью 1991 года, и больше не открыли. Следующие три года объект оставался в заброшенном состоянии со спущенной водой, а в 1994 году было принято решение окончательно разобрать бассейн и восстановить на его месте разрушенный большевиками храм.

5. Московский аэровокзал (1965-2017)


 

 
Еще одно масштабное строение советской эпохи, которое мы потеряли. /Фото: pastvu.com

Еще одно масштабное строение советской эпохи, которое мы потеряли. /Фото: pastvu.com

 

В 1965 году недалеко от закрытого к тому моменту для гражданских рейсов Центрального аэропорта на Ходынском поле на Ленинградском проспекте был открыт московский городской аэровокзал с вертолетной и автобусной станциями и гостиницей «Аэрофлот». На то время это было отличным решением: рейсы, вылетающие из находящихся за МКАДом аэропортов, не предусматривали удобную доставку пассажиров - туда не ходило ни метро, ни большая часть электричек.

 
Диспетчерский пункт Московского аэровокзала, 2010 год. /Фото: wikiрedia.org

Диспетчерский пункт Московского аэровокзала, 2010 год. /Фото: wikiрedia.org

 

А новый аэровокзал позволял регистрировать пассажиров, принимать багаж и автобусами доставлять их в гражданские московские аэропорты - Быково, Внуково, Домодедово и Шереметьево - буквально к трапу самолета. Работал он круглосуточно и, по информации Novate.ru, был способен обслужить в среднем три тысячи пассажиров в час.

 
Московский аэровокзал внутри. /Фото: zefirka.net

Московский аэровокзал внутри. /Фото: zefirka.net

 

Аэровокзал по своей конструкции представлял собой комплекс зданий, основным из которых был уходящий вглубь от шоссе длинный двухэтажный пассажирский терминал, а кроме того две 12-этажные башни - в них располагались гостиница и пункты оперативной службы гражданской авиации. Сооружения образовывали внутри просторную площадь, которую украшала скульптура земного шара с летящими вокруг него самолетами.

Интересный факт: с 1960 (год окончания строительства нового аэропорта) до 1971 годы на аэровокзале практиковался еще один способ перевозки пассажиров к аэропортам. И проходил он по воздуху: на Ходынском летном поле функционировала Центральная вертолетная станция, и людей к их самолетам доставляли вертолеты.

 
Снос московского аэровокзала в 2017 году. /Фото: aviaforum.ru

Снос московского аэровокзала в 2017 году. /Фото: aviaforum.ru

 

По прямому назначению аэровокзал функционировал на протяжении сорока лет - до 2005 года, после чего здание было передано в частные руки, и там был открыт торговый центр. А еще десятилетие спустя, в 2017-м, сооружения аэровокзала начали сносить с целью построить на этом месте элитный высотный жилой комплекс, общая площадь которого будет составлять около шести гектаров.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:







И не забудьте:
Подписаться на мой Instagram
Subscribe
promo vsegda_tvoj март 6, 2010 20:35
Buy for 100 tokens
Здесь вы можете ознакомиться с расценками на рекламную публикацию в блогах: vsegda-tvoj.livejournal.com vs-t.ru navote.ru Статистика журнала за 2015 и 2016 год Расценки на публикацию рекламного материала в блоге vsegda-tvoj.livejournal.com: 1. Пресс-релиз (готовый текст) - $20.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments