Только самое интересное (vsegda_tvoj) wrote,
Только самое интересное
vsegda_tvoj

Category:

Мужское «Лебединое озеро» и «Золушка» c лётчиком: Чем прославился скандальный балетмейстер Мэтью Бор




«Танец маленьких лебедей» в исполнении брутальных танцовщиков год за годом эпатирует публику и вызывает то насмешки, то негодование. Однако постановки сэра Мэтью Борна, режиссера скандального «Лебединого озера», гораздо глубже, сложнее и психологичнее, чем этот шутливый танец мужчин в панталонах из перьев. И в каждой из них за юмором и гротеском скрывается драматичная история, понятная без слов…

Сэр Мэтью Борн.

Сэр Мэтью Борн.

 

Борн родился в 1960 году. В подростковом возрасте он стал «охотником за автографами» и посетил множество театральных постановок. Занимался распространением билетов в театральном агентстве, был капельдинером в Национальном театре – сцена притягивала юношу, как магнит. Борн поздно пришел в танцевальную сферу как исполнитель – в двадцать два он поступил в Лабановский центр движения и танца в Дептфорде и в последний год обучения даже принимал участие в постановках. Однако с детских лет его привлекала режиссура. Еще ребенком он пытался организовать собственный танцевальный коллектив! И, получив степень бакалавра искусств, Борн основал собственную танцевальную труппу - Adventures in Motion Pictures (сейчас она называется New Adventures). Само название, которое можно перевести как «Приключения в живых картинках» (т.е. в кино или в мультипликации), говорит о стилистических ориентирах Борна. Он никогда не хотел ставить настоящие балетные постановки. Он вообще не собирался ставить балет – ни классический, ни современный. Он хотел, чтобы было «интересно, как в кино».
Самые свои скандальные работы он создал в 1990-х – и они до сих пор будоражат зрителей и критиков, а консервативно настроенную публику повергают в шок.
Лебедь и Принц.

Лебедь и Принц.

 

Постановка «Лебединого озера» косвенно связана с несколькими скандалами в королевской семье Виндзоров, а критики находят в ней связь с биографией короля Людвига Баварского (любимый образ лебедя и психиатрическая больница) и самого Чайковского. Зритель видит историю депрессивного Принца, который не находит понимания в своей семье и постепенно погружается в пучину скандалов. Только плюшевая игрушка-лебедь спасала его в детстве от кошмаров – но любовь к Лебедю погубит Ппринца… «Лебединое озеро» Борна – ода маскулинности как неукротимой жизненной силе. Его лебеди – не трогательные существа, а хищные, жестокие, страшные птицы, жуткие химеры. На вопрос о понимании «Лебединого озера» как истории любви между мужчинами Борн отвечает, что такое прочтение вполне допустимо, но не является единственно возможным. В первую очередь, «Лебединое озеро» - это спектакль о поиске силы, о стремлении обрести свободу. Каждый из нас хотя бы раз думал – вот бы кто-то сильный пришел и решил все мои проблемы! За «Лебединое озеро» в 1999 году Борн получил премию «Тони» в двух номинациях. Кроме того, у него более тридцати престижных театральных наград, а в 2016 году принц Чарльз посвятил Мэтью Борна в рыцари.
Золушка и ее принц - раненый летчик.

Золушка и ее принц - раненый летчик.

 

В других своих работах, менее известных широкому зрителю, Борн остается верен сочетанию иронии и психологизма, китча и бунта. События «Золушки» переносятся в Лондон в разгар Второй мировой войны, а принц превращается в раненого летчика, которым увлечена и мачеха главной героини. Жуткий госпиталь, галлюцинации, намеки на лоботомию, бомбежки и мрачные тона… Но героям покровительствуют волшебные силы, а значит, хэппи-энд неизбежен.
Сцена из балета Щелкунчик.

Сцена из балета Щелкунчик.

 

Действие «Щелкунчика» происходит в детском приюте, где, устав от нищеты, несправедливости и жестокости, юная Клара развлекает себя красочными фантазиями. Но раз за разом Щелкунчик – мальчик, который ей нравится – ускользает от нее. Китчевые декорации, костюмы и забавные танцевальные па не обманут внимательного зрителя: здесь разыгрывается настоящая трагедия. Но Клару сопровождают ангелы-хранители, направляющие заблудшего Щелкунчика в ее объятия.
Сцена из балета Щелкунчик.

Сцена из балета Щелкунчик.

 

«Спящая красавица», таймлайн которой отсылает зрителей к истории создания оригинального произведения Чайковского - это… готическая вампирская сага. Борн использует сюжетные линии «Ромео и Джульетты» и «Сумерек», развлекая, запутывая и интригуя зрителей. Любовь Красавицы расцветает на фоне войны вампирских кланов.
Спящая красавица.

Спящая красавица.

 
Спящая красавица.

Спящая красавица.

 

Впрочем, и собственные «Ромео и Джульетта» у него есть – в жанре антиутопии. Трудные подростки, заключенные в исправительный лагерь, борются с безжалостной системой за право чувствовать и любить. В 2005 году Борн адаптировал для сцены фильм Тима Бертона «Эдвард – руки-ножницы», буквально интерпретировав сюжет и образы персонажей.
Ромео и Джульетта.

Ромео и Джульетта.


Эдвард - руки-ножницы.

Эдвард - руки-ножницы.

 

Конечно, создатель «мужского танца маленьких лебедей» предал бы самого себя, если бы не поставил танцевательный спектакль по мотивам романа Оскара Уайльда «Дориан Грей» - это одна из самых «несказочных» работ Борна. Здесь нет места клоунаде и юмору. События ожидаемо переносятся в наши дни, Дориан становится фотомоделью, а сама постановка представляет собой брутальный, минималистичный хоррор. Столь же сурово выглядит «Кармен», где сюжет разыгрывается на фоне автомастерской.
Дориан Грей.

Дориан Грей.

 

Борн – чистый постмодернист. Он использует классическую музыку и опирается на классические сюжеты, однако трактует их по-своему, и всегда оказывается точнее, ближе современному зрителю, раскрывает музыкальную тему с новой стороны. Он использует штампы масс-культуры и популярные танцевальные направления - бальные танцы, фольклор, степ, буги-вуги… Нередко классический балет оказывается включен в его нетрадиционные постановки – и кажется неестественным, наигранным. Его интерпретации, наполненные культурными и политическими отсылками, рассказывают о грусти и одиночестве, о тревоге и неуверенности, о мучительных поисках понимания. Клара, потерявшая своего Щелкунчика в вихре сюрреалистического карнавала, одинокий Принц, ищущий защиты у Лебедя, Золушка, выжившая во время бомбежки в военном Лондоне – все потерянные, измученные герои Борна в финале обретают счастье. Борн шокирует – но вселяет надежду. И в этом – секрет его успеха.

Какая она - красота балета вне сцены - можно увидеть, взглянув на 20 изумительных правдивых фотографий от российской балерины
Текст: Софья Егорова.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:







И не забудьте:
Подписаться на мой Instagram
Subscribe

promo vsegda_tvoj march 6, 2010 20:35
Buy for 100 tokens
Здесь вы можете ознакомиться с расценками на рекламную публикацию в блогах: vsegda-tvoj.livejournal.com vs-t.ru navote.ru Статистика журнала за 2015, 2016, 2019 и 2020 год Статистика журнала за 2020 год: Расценки на публикацию рекламного материала в блоге…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments