Только самое интересное (vsegda_tvoj) wrote,
Только самое интересное
vsegda_tvoj

Categories:

Каждому по потребностям: какие автомобили были доступны представителям советской номенклатуры



Советский Союз старался обеспечивать себя всем необходимым и быть полностью самодостаточным государством. Премиальные автомобили для чиновников не были исключением. Советская промышленность, в частности автопром, прошли большой путь развития от выпуска лицензионных копий заморских иномарок и покупки немецких авто, до создания своих собственных моделей, в том числе и для высшего руководства страны.

С чего все начиналось


Лицензионная копия. |Фото: avto.goodfon.ru.

Лицензионная копия. |Фото: avto.goodfon.ru.

 

Первое поколение советских автомобилей для номенклатуры по большей части состояло из реквизированной в ходе революции собственности у представителей буржуазии и дворянства. Однако из-за бездорожья и отсутствия запчастей данный автопарк очень быстро пришел в полную негодность. Первым единым служебным авто стал только ГАЗ-А – лицензионная копия американского автомобиля Ford-A, который выпускался с 1932 года в Горьком. Кстати, именно этот автомобиль заложил основу для будущего советского автомобилестроения.
Первый полностью советский. |Фото: regnum.ru.

Первый полностью советский. |Фото: regnum.ru.

 

Постепенно ГАЗ-А стал главной служебной машиной номенклатуры, Красной армии, МВД, НКВД, а также работал в качестве такси. В последствии машину заменили более совершенной моделью – ГАЗ-М1. Впрочем, высшее руководство страны на скромных М-ках почти не ездило, предпочитая закупать для своих нужд лимузины Lincoln, Cadillac, Buick и Packard. Первым действительно советским чиновничьим автомобилем (в том числе и для высших кругов) стал ЗИС-101. В период с 1936 по 1945 год он был выпущен тиражом в 8.4 тысячи штук.

Интересный факт: после окончания Второй мировой войны в стране вновь возник дефицит машин для чиновников. Частично он был удовлетворен за счет трофейных немецких авто.

Рывок к тотальной автомобилизации


Роскошный ГАЗ-12 ЗИМ. ¦Фото: carsweek.ru.

Роскошный ГАЗ-12 ЗИМ. ¦Фото: carsweek.ru.

 

В 1946 году стало понятно, что темпы автомобилизации чиновников следует наращивать. Именно тогда появился главный советский автомобиль. Для простых людей создавались «Москвичи». Представители уловного среднего класса могли позволить себе «Победы», а вот для чиновников высших рангов предназначались «Чайки». Именно в это время появляются первые отечественные бронированные автомобили для чиновников, а также полноприводные модели лимузинов. Наконец, появляется и знаменитый парадный фаэтон! Интересно, что автомобили ЗИМ и ЗИС в послевоенные годы также использовались в качестве карет скорой помощи и даже обычных такси.

Интересный факт: в послевоенное десятилетие было единственным временем, когда советским гражданам могли продать официально в том числе и автомобили высшего класса. Правда, ЗИМ стоил порядка 40 тысяч рублей. Для сравнения, «Победа» стоила 16 тысяч рублей, а ранний «Москвич» только 9 тысяч. Первый премиальный автомобиль, который не стали отпускать в частные руки - «Чайка», вышедшая на дороги в 1959 году.

Предмет статуса


Тринадцатая модель. |Фото: yandex.com.tr.

Тринадцатая модель. |Фото: yandex.com.tr.

 

Еще в сталинские времена автомобиль среди партийной номенклатуры был приравнен к денежной награде. Машины полагались в качестве поощрения в том числе за 25 лет безупречной службы полным корабельным старшинам, а также офицерам. Машины вручали вместе с орденами. Автомобили вроде «Чайки» всегда относились к «Большому классу» и позиционировались с буквы закона в том числе, как «мотивирующий элемент» для советских чиновников.
Для себя и для гостей. |Фото: yandex.com.

Для себя и для гостей. |Фото: yandex.com.

 

Однако, далеко не все представители советской верхушки стремились пересесть на более крутые машины. Бывали и обратные примеры. Ярчайшим из таковых является первый секретарь ЦК компартии Белорусской ССР Петр Машеров, который предпочел устаревшую ГАЗ-13 «Чайку», даже когда получил право использовать более современный автомобиль.

Интересный факт: Петр Машеров погиб 4 октября 1980 года в автомобильной катастрофе за 2 недели до пленума ЦК КПСС. Ожидалось, что там он будет назначен на должность председателя Совета министров СССР. Неожиданная гибель видного чиновника с высоким авторитетом, как среди коллег, так и среди простых граждан породила множество слухов о политическом убийстве. Кроме того, после гибели Машерова с производства были сняты старые модели ГАЗ-13.

Конец всего


ГАЗ-14 ¦Фото: yandex.com.

ГАЗ-14 ¦Фото: yandex.com.

 

В перестройку советский автопром (в том числе советский премиальный автопром) вошел с новым планом. Разрабатывались и создавались новые, перспективные модели. Конструкторы давали властям все больше новых проектов для чиновников. В последние годы существования СССР было представлено сразу две «Волги», новый седан ГАЗ, ЗИЛ и новая «Чайка». ЗИЛ не понравилась лично Михаилу Горбачеву и проект сразу же закрыли. «Чайка» также стала жертвой могильщика Союза. В те годы в номенклатуре шла «борьба с привилегиями». По распоряжению генсека проект «Чайки» был свернут, а все чертежи и техническая оснастка для производства авто – уничтожены. В итоге история отечественных премиальных автомобилей закончилась вместе со страной в которой их делали.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:







И не забудьте:
Подписаться на мой Instagram
Subscribe

promo vsegda_tvoj март 6, 2010 20:35
Buy for 100 tokens
Здесь вы можете ознакомиться с расценками на рекламную публикацию в блогах: vsegda-tvoj.livejournal.com vs-t.ru navote.ru Статистика журнала за 2015, 2016, 2019 и 2020 год Статистика журнала за 2020 год: Расценки на публикацию рекламного материала в блоге…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments