Только самое интересное (vsegda_tvoj) wrote,
Только самое интересное
vsegda_tvoj

Иностранный дирижер

Пабло Пикассо был не просто звездой своего времени. Он вспыхнул настоящей суперновой, оставив после себя выжженное поле. Он водил дружбу с самыми значимыми людьми эпохи, неистово работал и стал знаменитым при жизни. В его картины рано начали инвестировать, а в его сердце то и дело попадали стрелы амура. Некоторые его полотна стали вехами в истории искусства, про некоторые его романы написаны книги, а сам он признан главным художником столетия. 25 октября великому испанцу исполнилось бы 130 лет

Когда отец маленького Пабло, работавший учителем рисования, увидел, как рисуеи сын, сам он никогда больше не брался за кисть. Умения отца передались сыны в небывалой пропорции. Его экстерном взяли в Барселонскую школу изящных искусств и пожалели об этом: он спорил с преподавателями, рисовал на стенах и скоро ее бросил, переехав в Мадрид, а потом в Париж.

Первый творческий взлет Пикассо был результатом долгой депрессии. В феврале 1901 года в Мадриде он узнал о смерти лучшего друга Карлоса Касагемаса, с которым они открывали для себя Париж. В мае Пабло приехал в город сам, и все напоминало ему о мертвом друге. Пабло поселился в комнате, где провел свои последние дня Карлос, завел роман с его любовницей, из-за которой тот покончил с собой, общался с его друзьями и знакомыми. Можно представить, в какой тугой узел сплелись для Пикассо горечь потери, чувство вины, ощущение неотвратимости смерти. Именно эти эмоции и окрасили полотна того раннего периода в голубой. Герои их – истощенные унылые старцы и дети – лишились всего, кроме семейных уз. Символом забытья на этих мрачных полотнах становится абсент, а одной из самых заметных картин периода – «Любительница абсента» (1901 г.) Пикассо создал на тему абсента и пристрастных к нему людей не одну работу. Но эта ранняя картина представляла Пикассо на первой парижской выставке торговца картинами Амбруаза Воллара. Во французском искусстве того времени спрос на порочных персонажей был велик, так сто Пикассо был вовсе не уникален. Тулуз-Лотрек начал использовать тематику алкоголя и кабаре гораздо раньше. Так что тематически испанец пребывал в мейнстриме эпохи. Однако в образах, созданных молодым Пабло, есть обостренный драматизм. Так, в этом полотне особенно бросается в глаза гипертрофированная кисть правой руки, которой погруженная в свои мысли женщина словно пытается защитить себя. Она точно отражает душевное состояние художника.

Придя в норму, обрел единомышленников в Париже и закрутив очередной роман, Пикассо плавно и «голубого» периода в «розовый». Его картины обрели легкость, теплые тона цирковыми персонажами. Самая знаменитая из них «Девочка на шаре» (1905 г.) Искусствоведы называют ее диалогом формы и цвета. Легкость и гибкость акробатки, балансирующей на шаре, противопоставляется тяжелому атлету, неподвижно сидящему на кубе. Жемчужные тона, ощущения воздуха и пространства позволяют считать эту работу одним из шедевров «розового периода». Картина оказалась в России благодаря промышленнику Ивану Морозову. До этого полотно принадлежало Гертруде Стайн, откуда перешло в галерею Канвейлера. Именно у него за 16 000 франков в 1913 году работу купил Морозов. К слову, в 1906 г. Пикассо был счастлив, когда Воллар заплатил 2000 франков за 30 его картин.

Пикассо знакомится с Анри Матиссом и работает над портретом Гертруды Стайн. Он переписывал его около восьмидесяти раз и, по словам самой писательницы, в итоге сказал ей в ярости: «Я перестал вас видеть, когда смотрю на вас», - и бросил работу над портретом. Видимо, уже тогда в его голове обитали угловатые формы, гасившие начатое. Тогда же он знакомится с Жоржем Браком. Вдвоем они соединяются в кубистическом порыве. Переломной картиной Пикассо и искусства ХХ века в целом стали «Авиньонские девицы» (1907 г) – обнаженные дамы странных форм со смазанными лицами. Над ними художник работал больше года – долго и тщательно, как не работал ни над одной своей картиной. Первыми зрителями «Девиц» стали художники – современники Пикассо: Брак, Дерен, Матисс. Первая реакция – шок. Парижская богема разделилась на два лагеря. Матисс вообще был в бешенстве. Говорят, что избалованный любовью публики, он просто позавидовал, увидев именно в «девицах», а не в своем «Танце» ключ к дальнейшему развитию живописи. Завершая «африканский» период художника, «Авиньонские девицы» провозглашают следующий – кубический. Отодвигающая занавес рука на заднем плане картины имеет двойное значение: она не только свидетельствует о театральности происходящего на полотне, но и открывает перед зрителем будущее кубизма. Несмотря на неприятие этого нового стиля большинством, картины Пикассо хорошо покупаются. Наконец закончилось нищенское существование, и Пабло с его натурщицей Фернандой Оливье в сентябре 1909 года перебираются в просторную и светлую мастерскую на Клиши. Раннюю стадию кубизма Пикассо исследователи называют «аналитической» Техника его на этом этапе звучит, как джаз на холсте. Натура становится только поводом, ориентируясь на который художник строит свои импровизации. Она дробится на мелкие части, предметная форма как будто рассыпается на холсте. Именно из таких кусочков состоит портрет Амбруаза Воллара (1910 г.), который заказчик забраковал и на этом прекратил деловые отношения с Пикассо вплоть до 1937 года.

Позже наступает этап «синтетического» кубизма, где работы Пикассо принимают декоративный характер. Они похожи на коллажи из музыкальных инструментов, нот, бутылок, трубок, афиш. Опасаясь превращения кубизма в абстракции, понятные меньшинству Пикассо и Брак используют в работе «посторонние» элементы – газеты, ткани, песок. Пока мир пытается понять кубическое искусство, оно уже перестало занимать своих родителей и превратилось в противоположное по смыслу.

Весной 1917 года Жан Кокто, сотрудничавший с Сергеем Дягилевым, предложил Пикассо сделать эскизы костюма и декораций к будущему балету. Художник отправился работать в Рим, где влюбился в одну из танцовщиц Дягилевской труппы – Ольгу Хохлову. Они поженились в 1918 году, а в 1921-м у них родился сын Поль. Любовь к русской балерине, смена обстановке, экскурс в историю и желание жены узнавать себя на портретах повлияли на новый стиль Пикассо. Он вернулся к четким линиям, реальным пропорциям и перспективам. Самая выразительная картина «классического» периода – «Портрет Ольги в кресле» (1917 г.) Глядя на него, кажется, что лучшего комплимента от Пикассо получить было сложно. Художника активно критиковали за смену стиля, как прежде критиковали за кубизм. Но эти обвинения он парировал: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по моему ощущению, это должно быть сказано», Эту же его фразу можно применить к следующему знаковому полотну – «Гернике». Пикассо был шокирован, когда немецкая авиация уничтожила одноименный баскский городок. Впечатление, произведенное этим фактом, выразилось в то, с каким остервенением он бросился за работу. Дора Маар – пассия Пабло военных времен, отлично обращалась с фотокамерой. Именно благодаря ей мы можем видеть «Гернику» в динамике ее создания: Дора засняла многочисленные этюды и все промежуточные этапы работы на картиной. Картина изображает страдающих людей и животных, искаженных гнетом насилия и хаоса. Несмотря на кажущуюся простоту техники, символизм картины довольно глубок. Картину представили на Всемирной выставке в Париже, но, по воспоминаниям очевидцев, ее холодно приняли как критики, так и простые посетители. После падения режима Франко, картина поселилась в Мадриде в окружении фоторабот Доры Маар. Как и во времена Пикассо, в настоящее время отношение к картине неоднозначное. В первую очередь осторожность проявляют политики. Известно, что в 2003 году копия картины в здании ООН была закрыта тканью. Тогда обсуждали вторжение в Ирак.

В 1949 году Пикассо рисует своего знаменитого «Голубя мира» на плакате Всемирно конгресса сторонников мира в Париже. С 1947 года он живет на юге Франции, в городе Валлорисе, где расписывает в 1952 году стены старой капеллы аллегорическими символами войны и мира и сам называет все это «Храмом мира». В Валлорисе же Пикассо занялся керамикой. Он создает своих излюбленных персонажей – кентавров, фавнов, быков, голубей, женщин, делает антропоморфные кувшины. До сих пор в этом городке на Лазурном берегу сохранились «мастерские», которые под маркой «Пикассо» продолжают тиражировать изделия, придуманные художником.

В 1950-х годах Пикассо пишет различные вариации на тему прославленных мастеров в свободной кубистической манере: «Девушки на берегу Сены. По Курбе», «Алжирские женщины. По Делакруа», «Менины. По Веласкесу», «Завтрак на траве. По Мане». Но как бы ни играл с классикой Пикассо, именно его картины чаще других становятся жертвами грабителей. Кроме того, две его картины «Обнаженная, зеленые листья и бюст» (!935 г.) и «Мальчик с трубкой» (1905 г. занимают первые два места в списке дорогих предметов искусства, проданных когда-либо на аукционе.

Tags: звездное
Subscribe
promo vsegda_tvoj март 6, 2010 20:35
Buy for 100 tokens
Здесь вы можете ознакомиться с расценками на рекламную публикацию в блогах: vsegda-tvoj.livejournal.com vs-t.ru navote.ru Статистика журнала за 2015 и 2016 год Расценки на публикацию рекламного материала в блоге vsegda-tvoj.livejournal.com: 1. Пресс-релиз (готовый текст) - $20.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments